Исследователи говорят, что предложенная поправка может помешать сотрудничеству с иностранными носителями и научной грамотности.

Искать этого автора в:

  • Паб Мед
  • Nature.com
  • Google ученый

Толпа на митинг в Санкт-Петербурге

В январе граждане России протестовали в крупных городах, включая Санкт-Петербург, по поводу заключения в тюрьму лидера оппозиции Алексея Навального; ученые опасаются, что предлагаемое изменение закона связано с нервозностью правительства по поводу голосов диссидентов. Предоставлено: Дмитрий Ловецкий / AP / Shutterstock

Ученые и ученые в России протестуют против предлагаемого изменения закона, которое, по их словам, нанесет ущерб академической свободе и свободе слова. Поправка к российскому закону об образовании, которая, по словам законодателей, направлена на прекращение антироссийской пропаганды, потребует от ученых и преподавателей получения разрешения от государственных органов на проведение просветительской деятельности с общественностью, в том числе связанной с наукой. Петиция против изменения, голосование по которой на следующей неделе планируется провести в нижней палате российского парламента, Государственной Думе, собрала более 200000 подписей и угроз со стороны исследователей гражданского неповиновения, поскольку это может помешать усилиям по повышению научной грамотности.

Президиум Российской академии наук — основной фундаментальной исследовательской организации страны — призвал депутатов отклонить закон. По словам руководителей академии, предлагаемые изменения идут вразрез с усилиями по модернизации российской науки. «В России стремительно развивается деятельность по просвещению общества о научных достижениях, и ученые считают эту миссию полезной для всего общества», — говорит Алексей Хохлов, вице-президент академии. «Предлагаемый закон не поддерживает эту деятельность, он дает только ограничения. Никакие ограничения не способствуют развитию общества ».

По словам Сергея Попова, астронома Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, инициировавшего онлайн-петицию, это предложение предоставит правительству «чрезмерный контроль» над рядом общественных образовательных и просветительских мероприятий, которые ученые проводят вне рамок официальных образовательных программ. Сюда могут входить усилия по повышению научной грамотности с помощью популярных лекций, подкастов и онлайн-курсов на таких платформах, как YouTube.

Зарубежные партнеры

«Предлагаемые поправки являются невыносимо репрессивными», — говорит Михаил Гельфанд, преподаватель биологии в Центре наук о жизни Сколтеха в Москве и член лондонской Academia Europaea, целью которой является развитие науки и стипендий.

Ученые особенно обеспокоены поправкой, которая потребует от них получения разрешения от федеральных властей перед подписанием соглашений с зарубежными партнерами в сфере образования. По словам Попова, это правило создаст недопустимые препятствия для усилий по привлечению иностранных инструкторов для преподавания в России. «Мне нужно было выпрашивать пособие каждый раз, когда я хочу пригласить иностранного лектора на собрание или в летнюю школу», — говорит он. «Это смешно, и я не буду подчиняться».

Многие ученые и преподаватели могут перестать обращаться к общественности из опасения, что то, что они говорят, может быть противозаконным, говорит Александра Борисова, соучредитель Российской ассоциации научной коммуникации в Москве.

Но закон не должен влиять на обычную исследовательскую деятельность, предполагающую международное сотрудничество, говорит Кирилл Дмитриев, исполнительный директор Российского фонда прямых инвестиций, государственного фонда благосостояния страны, который поддержал разработку вакцины Sputnik V от COVID. «Этот закон не будет препятствовать типичному сотрудничеству, которое является частью регулярного научного дискурса и регулярной научной деятельности, поэтому я думаю, что он будет иметь очень ограниченное применение», — говорит он. «Большинство ученых в России поймут, что в основе успеха лежит научное сотрудничество».

Проблемы свободы слова

Законопроект был внесен депутатами Госдумы в ноябре на фоне упадка внешних отношений России из-за преследования лидера оппозиции Алексея Навального. Согласно дополнительному примечанию к законопроекту, целью изменения является «противодействие распространению незаконной информации и антироссийской пропаганды в школе и студенческой среде». В законопроекте прямо говорится о пропаганде этнической и религиозной ненависти.

Но критики рассматривают изменение как часть растущих усилий российского правительства по подавлению свободы слова. Разжигание вражды запрещено действующим российским законодательством, поэтому поправка излишняя, считает Гельфанд. Вместо этого это изменение добавит лишней бюрократии российской науке, которая уже задушена бюрократизмом.

Этот шаг отражает растущую нервозность российских властей и законодателей по поводу голосов диссидентов и иностранных агентов, говорит Сергей Гуриев, экономист парижской компании Sciences Po, который уехал из России в 2013 году. «Это очень тревожно, — говорит он. «Закон, безусловно, направлен против социологов. Современная экономика, политология, социология и история очень опасны для режима, поэтому они пытаются изобрести инструменты избирательной цензуры критики ».

Борисова соглашается. По ее словам, в случае утверждения эти правила явно нарушат гарантированную конституцией свободу слова. «Предполагается, что публичное распространение научных знаний может служить« антироссийским »интересам», — говорит она. «Это вмешательство государства в свободу убеждений, которое явно противоречит усилиям по повышению научной грамотности».

Сотни ученых заявляют, что они не будут следовать новому правилу, каких бы санкций они ни ожидали. Некоторые могут рискнуть потерять работу, говорит Попов.

Взято из источника nature.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *